Author: admin

В Ульяновской области увеличат расходы на закупку отечественного ПО

В Ульяновской области увеличат расходы на закупку отечественного ПО

Импоротозамещение программного обеспечения (ПО) станет одним из ключевых пунктов при принятии бюджетов органов власти в Ульяновской области, сообщили D-Russia.ru в ОГКУ «Правительство для граждан».

«В настоящее время в Ульяновской области утверждены региональные проекты национальной программы «Цифровая экономика». В том числе утверждён проект «Информационная безопасность», который предусматривает выделение средств на отечественное программное обеспечение. По поручению губернатора Ульяновской области в регионе в 2019 году расходы на закупку программного обеспечения планируется увеличить в три раза по сравнению с 2017 годом. Также в государственных программах органов власти появится отдельная строчка, где будут запланированы расходы на ПО», — рассказала директор ОГКУ «Правительство для граждан» Светлана Опёнышева.

Наименование показателей и индикаторов, единица измерения 2018 год (базовый) 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год
Объем затрат на продукты и услуги в области информационной безопасности (млн руб.) 168 201,6 241,92 290,31 348,36 418,05 501,66
Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого органами исполнительной власти Ульяновской области и иными органами государственной власти отечественного ПО, проценты 50 60 70 75 80 85 90
Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием Ульяновской области отечественного ПО, проценты 50 60 70 75 80 85 90

Для организации импортозамещения программного обеспечения правительством Ульяновской области разработан и утверждён план мероприятий по подготовке к переходу исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на отечественные решения.

По результатам проведённого мониторинга, в государственных и муниципальных органах Ульяновской области используются только российские средства антивирусной защиты. В основном это антивирусы компаний «Доктор Веб» и «Лаборатории Касперского». Большинство отраслевых государственных информационных систем имеют российское происхождение. Широко используются российские справочные системы, браузеры и средства коммуникаций. А вот рабочие места служащих работают большей частью под управлением американской операционной системы Microsoft Windows. И подготовка документов осуществляется чаще всего в Microsoft Office.

Как сказали в ОГКУ, в настоящее время ведётся работа по тестированию отечественного софта с целью замены иностранного. В министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий 60% рабочих мест уже работает под управлением российской операционной системы «Астра Линукс», которая была апробирована в министерстве обороны РФ. В министерстве цифровой экономики и развития конкуренции Ульяновской области проводятся предварительные испытания российской операционной системы «РедОС», которая так же была апробирована в Федеральной службе судебных приставов.

Во всех исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и органах местного самоуправления Ульяновской области проводятся испытания российского текстового редактора «Р7-Офис», который совсем недавно внесён Минкомсвязью РФ в реестр российского программного обеспечения. Редактор работает с самым распространённым в мире и России форматом файла .docx и имеет все необходимые функции для подготовки документов по утверждённым правилам делопроизводства. А в инструкцию по делопроизводству правительства Ульяновской области уже внесены изменения с учётом использования российских текстовых редакторов и российских шрифтов. Вместо американского Times New Roman будет применяться шрифт PT Astra Serif, разработанный российской компанией «ПараТайп» для министерства обороны РФ.

Текущий показатель доли отечественного офисного ПО в ИОГВ Текущий показатель доли отечественного офисного ПО в ОМСУ
Офисный пакет 0% 0%
Операционные системы 8% 8%
Почтовые приложения 0% 39%
Справочно-правовая система 100% 100%
Системы электронного документооборота 91% 48%
Средства антивирусной защиты 100% 91%
Интернет-браузеры 60% 65%

Кроме того, Ульяновская область взаимодействует в рамках соглашений о сотрудничестве с членами Ассоциации разработчиков программного обеспечения «Отечественный софт» и реализует государственные контракты с такими компаниями, как Postgres Professional, InfoWatch, «ИнфоТекс», «1С», «Консультант Плюс», «Доктор Веб», а также с «ИнтерТраст».

В соответствии с проектом «Информационная безопасность» к 2024 году 90% затрат на программное обеспечение должно идти на российские программные продукты.

Сообщение В Ульяновской области увеличат расходы на закупку отечественного ПО появились сначала на Экспертный центр электронного государства.

Минкомсвязь опубликовала детальный план-график госпрограммы «Информационное общество» на 2019-21 гг

Минкомсвязь опубликовала детальный план-график госпрограммы «Информационное общество» на 2019-21 гг

смартфоны устройства

Приказ об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов опубликован Минкомсвязью.

На реализацию государственной программы «ИО» предусмотрено на 2019 год – 216,94 миллиарда рублей, на 2020 год – 229,22 миллиарда рублей, на 2021 год – 274,35 миллиарда рублей.

В конце марта постановлением правительства госпрограмма «Информационное общество» была обновлена. Программа изложена в новой редакции и с новым (исключено «(2010-2020 годы)») наименованием.

Согласно выложенному ранее для общественного обсуждения проекту постановления, изменения в госпрограмму предусматривают приведение в соответствие государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» с национальной программой «Цифровая экономика» и законом о бюджете.

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ» был утверждён в конце декабря на президиуме Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Закон о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов был принят в конце ноября 2018 года.

Мероприятия федеральных проектов «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии» и «Цифровое государственное управление» Национальной программы включены в состав соответствующих подпрограмм государственной программы «Информационное общество».

С учётом положений основных направлений деятельности правительства РФ на период до 2024 года, приоритетных направлений Национального проекта и других документов стратегического планирования актуализированы цели, задачи, основные мероприятия, целевые показатели, а также ожидаемые результаты реализации государственной программы.

В паспортах государственной программы и подпрограмм отражены соответствующие изменения.

Об изменениях в госпрограмме подробнее см. в пояснительной записке >>

Сообщение Минкомсвязь опубликовала детальный план-график госпрограммы «Информационное общество» на 2019-21 гг появились сначала на Экспертный центр электронного государства.

«Росинфокоминвесту» определят новые задачи

«Росинфокоминвесту» определят новые задачи

Для общественного обсуждения опубликован проект постановления правительства, предполагающий расширение видов деятельности «Росинфокоминвеста», «направленных на предоставление различных мер поддержки участникам отрасли и осуществление деятельности, связанной с задачей по продвижению российских разработок и платформенных решений в сфере ИКТ на зарубежные рынки».

Порядок и критерии отбора зарубежных объектов инвестирования, как предполагается, будут, определяться Минкомсвязью по согласованию с Минэкномразвития.

В качестве основной цели деятельности фонда предлагается определить развитие российской отрасли информационно-коммуникационных технологий для обеспечения ускорения технологического развития Российской Федерации, увеличения количества организаций, осуществляющих технологические инновации, и ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Основными видами деятельности фонда станут:

  • предоставление финансирования организациям, реализующим проекты в сфере ИКТ, включая участие в капитале и (или) инвестирование в имущество организаций отрасли ИКТ, предоставление грантов, выдачу займов, участие в инвестиционных товариществах и иные способы, предусмотренные законодательством;
  • осуществление нефинансовых мер поддержки и проведение мероприятий в отношении организаций и проектов в сфере ИКТ;
  • деятельность, направленная на увеличение российского экспорта в сфере информационно-коммуникационных технологий, продвижение российских решений на зарубежных рынках, создание совместных предприятий и кооперацию с зарубежными партнерами, включающая любые меры финансовой и нефинансовой поддержки (в том числе подготовка, финансирование и реализация проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий в иностранных юрисдикциях, открытие зарубежных представительств, а также проведение иных мероприятий).

АО «Росинфокоминвест» является инвестиционной организацией со 100% государственным участием (единственный акционер — Минкомсвязь России), деятельность которой направлена на развитие российской отрасли ИКТ.

Напомним, что в январе Счётная палата выступила с резкой критикой деятельности государственного фонда «Росинфокоминвест». «Задачи Общества, как финансового института развития, не выполняются, полноценная инвестиционная деятельность отсутствует. За 10 лет Росинфокоминвест инвестировал средства лишь в один проект в сфере информационно-коммуникационных технологий при том, что планировалось 14. Объем проинвестированного капитала составил 75 миллионов рублей при плане 1,2 миллиарда», – заявили в Счётной палате.

При создании Росинфокоминвеста планировалось, что вложенные в его уставный капитал 1,45 миллиарда рублей будут возвращены в федеральный бюджет в результате приобретения акций частными инвесторами. Также ожидалось, что федеральный бюджет будет пополняться за счёт дополнительных налоговых поступлений в размере 813 миллионов рублей в год. Однако эти планы не были реализованы: среднегодовые налоговые поступления в федеральный бюджет не превысили 26,46 миллиона рублей. Размер дивидендов, перечисленных в федеральный бюджет в 2018 году, составил 44,8 миллиона рублей, ранее дивиденды не выплачивались . Более того, в период с 2011 по 2014 гг. финансово-хозяйственная деятельность Общества была убыточной. С 2007 года по настоящее время активы Росинфокоминвеста в долларовом эквиваленте уменьшились почти на 60%.

Сообщение «Росинфокоминвесту» определят новые задачи появились сначала на Экспертный центр электронного государства.

Об итогах информатизации в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока в 2018 году

Об итогах информатизации в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока в 2018 году

Валинуров

Об авторе: Данил Валинуров, начальник информационной сети Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)

От редакции: Статьёй Данила Валинурова D-Russia.ru подводит итог серии публикаций, посвящённых итогам работы городских администраций в области информатизации. Автор обобщил данные об автоматизации деятельности органов местного самоуправления на основе информации, собранной АСДГ.

См. также другие публикации в разделе Итоги года >>

Анализ деятельности служб информатизации администраций муниципальных образований (МО) в 2018 году выполнен на основе информации, полученной от 36 муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока.

1. Итоги 2018 года

В службах информатизации основное внимание было уделено развитию информационной инфраструктуры, предоставлению муниципальных услуг в электронной форме, обеспечению информационной безопасности и эксплуатации государственных информационных систем.

На рисунке представлен перечень основных работ и количество МО в %, которые вели работы в указанных направлениях.

В раздел развития информационной инфраструктуры органов местного самоуправления (ОМСУ) включены работы:

  • модернизация инфраструктуры муниципальной корпоративной информационной сети путём замены технических средств и системного программного обеспечения (модернизация МСПД, ЛВС, ЦОД, СХД, ВОЛС) с целью улучшения эксплуатационных характеристик (56%);
  • внедрение и развитие системы электронного документооборота и делопроизводства (увеличение количества пользователей, интеграция с СМЭВ, обеспечение юридически значимости электронных документов, переход на отечественное программное обеспечение и др., 53%);
  • создание специализированных муниципальных порталов и модернизация официальных сайтов МО (39%);
  • внедрение и модернизация систем видеонаблюдения для обеспечения общественной безопасности (17%);
  • внедрение и расширение IP-телефонии (8%).

Несмотря на большую загруженность по развитию инфраструктуры, внедрению и сопровождению обязательных для администраций МО федеральных и региональных государственных информационных систем (ГИС), в городах Братск, Иркутск, Новосибирск, Усть-Илимск, Якутск удалось в инициативном порядке внедрить или модернизировать информационные системы (ИС) для автоматизации производственной деятельности сотрудников ОМСУ. В том числе внедрены ИС: «Музейная работа», «Размещение рекламных конструкций», «Активный горожанин», «Размещение нестационарных объектов торговли», «Уличное освещение», «Ремонт дорог», «Почётные граждане», «Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», «Субсидии и доплаты пенсионерам», «Адресная социальная помощь», «Учёт судебных дел». Были модернизированы ИС «Управление муниципальными финансами», АС «Бюджет» и др.

Итоги 2018 года в сфере развития информатизации ОМСУ изложены в информационно-аналитических материалах муниципалитетов на сайте АСДГ.

Внедрение информационных систем в соответствии с требованиями постановления правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» относится для ОМСУ к сложной организационной задаче. В этом случае надо выполнить ряд требований, которые предъявляются к ГИС. Несмотря на это ряд муниципалитетов оформили внедрение ИС в соответствии с постановлением 676. В их числе Владивосток (МИС «Муниципальный заказ», МИС «Награды»), Уссурийск (СЭД), Хабаровск (ИС «Несовершеннолетние», ИС «Адресная социальная помощь»), Южно-Сахалинск (ДИС электросетей на базе ПО «Модус», ИС «Управление светофорами», МИС «Каталог «Культура»).

К сожалению, в МО практическая работа по переходу на отечественные информационно-коммуникационные технологии не проводилась. В мэрии Новосибирска частично внедрили пакет «МойОфис», в администрации Ангарска базы данных перенесли в СУБД PostgreSQL. В Абакане, Барнауле, Братске, Усть-Илимске, Хабаровске были проведены тестовые работы по изучению возможности перехода на отечественные операционные системы и офисные пакеты на рабочих местах сотрудников ОМСУ. Половина опрошенных МО подтвердили, что проведено обследование информационной инфраструктуры для принятия плана перехода на отечественные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Из них только в 19% МО (Ачинск, Братск, Владивосток, Северск, Уссурийск, Хабаровск, Ханты-Мансийск) принят план перехода или разработан проект. В городах Бийск, Красноярск, Северск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Хабаровск, Ханты-Мансийск в бюджете на 2019 год предусмотрено финансирование на общую сумму 30 миллионов 667 тысяч рублей для перехода на отечественные ИКТ.

2. О передовых практиках в сфере информатизации МО

МО в качестве передового опыта указывают на примеры внедрения информационных технологий в 2018 году в городах: Барнаул (организация защиты информации в муниципальных информационных системах), Владивосток (геоинформационная система), Новосибирск (портал «Мой Новосибирск»), Омск (проект «После уроков»), Ростов-на-Дону (проект «Муниципальная геоинформационная система как инструмент преодоления информационной раздробленности управления территорией города»), Санкт-Петербург (проект «Корпоративная сеть общедоступных библиотек»), Томск (трехмерная карта города), Ярославская область (проект «Умный город»). В качестве положительного примера также было указано на успешную разработку Сибирского федерального университета «Система прогноза успешности молодых спортсменов» (Красноярск) и на открытие базовой кафедры безопасности информационных технологий «Умного города» в Тюменском государственном университете.

3. Работа с ГИС

Выяснилось, что у 74% МО при работе с ГИС были определенные затруднения, 26% МО указали на отсутствие затруднений при работе с ГИС.

Наибольшее количество нареканий у муниципалов вызвала работа ГИС ГМП и ЕГР ЗАГС (35% из общего числа ответивших). Далее идут ЕГИССО (24%), работа с «Росреестром» через СМЭВ и ГАС «Управление» (по 18%). В числе государственных информационных систем, вызвавших затруднение при работе, перечислены: ФИАС, ЕРП, ЕПГУ, ЕИС в сфере закупок «zakupki.gov.ru», реестр государственных и муниципальных услуг (frgu.gosuslugi.ru), ГИИС «Электронный бюджет», сервисы «Сервисный концентратор МВД России» и подача заявлений на формирование ЭП на сайте казначейства России.

Муниципалитеты указали на несовпадение форматов импортируемых и экспортируемых файлов с одними и теми же данными в разных ГИС, неоперативную работу службы технической поддержки при тестировании результатов интеграции муниципальных ИС с ГИС ГМП, сложность получения консультаций от разработчиков ГИС при интеграции МИС с их программным обеспечением и т.д.

4. Обеспеченность IT-специалистами

МО разделились на две примерно равные части: 55% ответивших указали на недостаточную обеспеченность специалистами, 15% из них указали на острую нехватку. Это связано, в первую очередь, с невозможностью привлечения специалистов по причине низкого уровня заработной платы относительно существующего рынка труда. В этих муниципалитетах большая текучесть кадров в сфере информационных технологий, что приводит к большим затратам на подготовку новых специалистов к исполнению своих служебных обязанностей, также частичной (иногда и полной) потере наработанных технологий.

При этом 45% МО указали на достаточную обеспеченность с ИТ – специалистами. Это те муниципалитеты, где рынок труда в IT-сфере слабо развит и высококвалифицированные IT-специалисты на рынке труда мало востребованы.

5. Финансирование сферы информатизации

Данные об объёме финансирования сферы информатизации в 2016–2018 годах, о плане финансирования на 2019 год, об объеме финансирования в расчете на 1 жителя по 31 МО представлены в таблице.

Финансирование информационных технологий в муниципальных образованиях в 2016–2018 годах и план финансирования на 2019 год

Посмотреть таблицу в PDF >>

Средний показатель финансирования на одного жителя по представленным в таблице данным составляет 83,89 рубля. Изменения финансирования в муниципалитетах в 2018 году сферы информатизации на одного жителя по отношению к 2017 году находятся в пределах 60% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Из общего ряда показателей выбиваются Магадан, Томск, Южно-Сахалинск, где финансирование увеличилось на 140%. Необходимо отметить, что в Ачинске произошло семикратное увеличение бюджета информатизации. Эти колебания в финансировании можно объяснить реализацией в 2018 году крупных проектов по информатизации.

При этом уровень финансирования на одного жителя в городах Норильск, Северск, Ханты-Мансийск и Сургутский район существенно выше, чем средний показатель муниципалитетов, которые предоставили данные. На основе данных таблицы для оценки уровня финансирования информатизации муниципалитеты можно разбить на три примерно равные группы:

  • в бюджете МО на 2019 год предусмотрено финансирование информатизации до 60 рублей на одного жителя, что недостаточно для развития и внедрения новых информационных технологий в муниципальное управление (32%);
  • бюджетная обеспеченность имеет средний уровень, от 60 до 100 рублей на одного жителя, что близко к среднему значению (36%), в данном случае можно предусмотреть хотя бы минимальное развитие уровня информатизации;
  • муниципалитеты (32%), которые имеют свыше 100 рублей на одного жителя, можно отнести к приемлемой бюджетной обеспеченности.

6. Проблемы нормативной базы

Представители МО Братска, Владивостока, Губкинского, Иркутска, Красноярска, Спасск-Дальнего, Хабаровска, Южно-Сахалинска указали на те аспекты федеральной нормативной правовой базы, которые вызывают затруднения в решении задач информатизации, поставленных перед муниципалитетами федеральными органами власти. МО внесли следующие предложения по изменению федеральных нормативных актов.

1. Вопросы в сфере информатизации возникают также из-за неопределённости понятийного аппарата в федеральных нормативных актах.

Необходимо ввести поправку в федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — нормативно закрепить понятие (содержание) «эксплуатация информационной системы», т. к. на практике из-за оговорки в определении понятия «оператор» п.12 ст.2 «…в том числе по обработке информации, содержащейся в её базах данных», возникает ряд проблем в распределении обязанностей между техническим эксплуатантом (обеспечивающим непрерывность функционирования ИС, включая восстановление после сбоев и техническую защиту информации), и пользователем, собственно обрабатывающим (редактирующим) информацию.

Необходимо привести понятийный аппарат, используемый в ряде нормативных правовых актов Минкомсвязи РФ, в соответствии с понятиями, установленными федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В частности, приказ Минкомсвязи от 07.12.2015 № 514 «Об утверждении порядка внесения сведений в реестр территориального размещения технических средств информационных систем и формы акта о выявленных несоответствиях сведений, содержащихся в реестре» оперирует понятием «владелец информационной системы», установленным в утратившем силу более 12 лет назад Федеральным законом от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Это наряду с вышеуказанным изъяном в правовом определении понятия «оператор информационной системы» приводит к невозможности регистрации информационных систем порядком, установленным приказом.

2. В целях упорядочивания процесса приёма заявок на оказание муниципальных услуг в электронной форме необходимо принять подзаконные акты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ полномочием по установлению требований к форматам заявлений и иных документов, предоставляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг наделено правительство Российской Федерации.

В настоящее время такие требования не установлены, что приводит к обязанности ОМСУ обработать поступающие запросы (и прилагаемые документы) о предоставлении муниципальных услуг в абсолютно любых существующих форматах, что может требовать установки специализированного программного обеспечения, в том числе платного.

Также необходимо определить требования к ограничению максимального размера электронного заявления (документа), принимаемого от заявителя с целью определения технических характеристик систем хранения данных и, соответственно, потребности в финансовых ресурсах на их создание и поддержку с учётом требований к порядку долговременного хранения электронных документов.

3. Для осуществления успешного перехода на отечественное программное обеспечение необходимо принять федеральный нормативный правовой акт, утверждающий формат данных и электронных документов для применения в государственных и муниципальных органах власти. Также необходимо внесение поправки в действующие положения органов федеральной и региональной власти, где в требованиях к электронным документам указана необходимость применения конкретных офисных пакетов иностранного происхождения и создания электронных документов в форматах этих пакетов.

4. Необходимо принять поправки в Кодексе об административных правонарушениях, которые позволили бы осуществлять фиксацию административных правонарушений в области нарушения правил благоустройства территорий (несанкционированная свалка мусора, парковка автомобильного транспорта на газонах и т.д.) с использованием специализированного мобильного приложения. Специализированное программное обеспечение должно удовлетворять требованиям идентификации оператора через государственную систему ЕСИА, определять координаты места нарушения с использованием системы ГЛОНАСС либо GPS, передавать информацию с использованием защищённых каналов связи.

5. Необходимо создать нормативный акт, определяющий требования к федеральным государственным информационным системам с позиции унификации пользовательского интерфейса, системы идентификации пользователя и других общих технических требований. В том числе и требования «неконфликтности» отечественных программных продуктов и включения их в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

6. Внести изменения в федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые наделили бы органы муниципального управления полномочиями для решения комплекса задач в сфере информационных технологий. Данный закон устанавливает полномочия и зоны ответственности ОМСУ, а развитие и применение информационных технологий, формирование и актуализация информационных ресурсов для целей управления муниципалитетом в этот состав не входят. Из-за этого муниципальные образования вынуждены финансировать развитие информационных технологий по остаточному принципу.

7. Необходимо разрабатывать единые для ОМСУ, РОИВ, ФОИВ стандарты представления и обработки данных, что упростит межведомственное электронное взаимодействие всех уровней власти. Нормативным актом обязать разработчиков программного обеспечения использовать в своих разработках эти стандарты.

8. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. No 1632-р, не обозначена чётко роль ОМСУ в реализации программы. Необходимо разработать методический документ, уточняющий место и роль ОМСУ в реализации национального проекта «Цифровая экономика».

7. О проблемах 2018 года

Среди МО 30,56% указали, что не все задачи 2018 года удалось решить. Половина таких МО причиной невыполнения плановых работ указывает недостаточное финансирование. Без этого не выполняются работы по модернизации ЛВС, муниципальной корпоративной сети, ЦОД, обеспечению информационной безопасности, внедрению и интеграции СЭД, аттестации веб-ресурсов.

Также среди причин невыполнения работ МО указали на технические ошибки и организационные недоработки при работе с ГИС и отечественным офисным программным обеспечением.

8. Планы на 2019 год

В 2019 году основная работа в МО планируется по развитию IT-инфраструктуры, внедрению и развитию МИС, официальных сайтов, порталов ОМСУ и т.д.

Направления работ в 2019 году в муниципалитетах

Направления работ Кол-во МО,
(%)
1. Развитие IT-инфраструктуры 27
2. Внедрение и развитие муниципальных информационных систем 19
3. Развитие официального сайта, портала органа местного самоуправления, создание специализированных муниципальных порталов 18
4. Обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных 15
5. Развитие системы электронного документооборота, её интеграция с системами электронного документооборота федеральных и региональных органов власти, перевод СЭД на отечественное программное обеспечение 13
6. Проект «Умный город» 9
7. Расширение использования государственных информационных систем 9
8. Импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий 6
9. Развитие деятельности по оказанию муниципальных услуг в электронном виде 5


9. Актуальные для муниципальных образований информационные технологии

В качестве актуальных информационных технологий для внедрения в управление городским хозяйством и социальной сферой МО указали:

1. Внедрение элементов проекта «Умного города» за счёт финансирования федеральных и/или региональных органов власти (47%);

2. Информационные технологии для управления дорожным движением и общественным транспортом (27%);

3. Цифровые технологии в школьном образовании (27%);

4. Цифровые технологии в ЖКХ (20%).

В качестве важных для МО разработок также указаны:

  • создание единых федеральных стандартов для использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении;
  • усовершенствование электронного документооборота между ОМСУ и федеральными (региональными) органами исполнительской власти;
  • внедрение в деятельность ОМСУ системы управления проектами;
  • создание типового проекта городского портала геоданных;
  • организация централизованного перехода на отечественное программное обеспечение;
  • переход на использование центра обработки данных;
  • разработка ИС для организации публичных слушаний в Интернете;
  • формирование информационного пространства для развития деловой, образовательной и научно-исследовательской активности.

10. Темы для обсуждения в 2019 году

Наибольшее количество МО (67%) указали на необходимость обсуждения на конференции секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» в 2019 году темы перехода на отечественные информационно – коммуникационные технологии.

Далее МО указали на необходимость обсуждения следующих тем:

  • проект «Умный город» (30%);
  • информационная безопасность (26%);
  • «Цифровая экономика» в муниципалитете (22%).

Для 19% МО важно обсудить различные аспекты применения информационных технологий при оказании муниципальных услуг в электронной форме.

К темам, которые необходимо обсудить на конференции, также отнесены:

  • внедрение и эксплуатация информационных систем (26% МО), в том числе СЭД, интеграция ИС между собой, цифровые технологии в сфере образования и ЖКХ, ИСОГД;
  • вопросы организации, внедрения и эксплуатации информационных технологий (26%), в том числе внедрение проектного управления, применение информационных технологий для повышения уровня открытости муниципалитета, повышение доли граждан, получающих муниципальные услуги в электронной форме, вопросы управления IT-кадрами, решение межведомственных конфликтов при внедрении информационных технологий;
  • вопросы взаимодействия ОМСУ с ФОИВ и РОИВ через СМЭВ (15%);
  • технологические аспекты создания программных систем (15%);
  • проблемы эксплуатации ГИС (11%).

Необходимость публичного обсуждения перечисленных выше тем говорит о проблемных областях муниципальной информатизации и об их остроте для муниципалитетов. Возможно, для успешного решения задач в указанных направлениях не хватает:

  • достаточного кадрового потенциала службы информатизации,
  • чёткой методики решения поставленных регуляторами задач,
  • достаточного финансирования.

11. Мероприятия, проведенные муниципалитетами Сибири и Дальнего Востока в 2018 году

В 2018 году секцией АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» проведены:

1. Конференция АСДГ «Государственные информационные системы: проблемы внедрения и эксплуатации в отраслях городского хозяйства и социальной сферы органов местного самоуправления», 05 — 06 апреля 2018 г., Новосибирск;

2. Семинар АСДГ «Актуальные вопросы муниципальной информатизации», 18 — 19 октября 2018 г., Красноярск.

На конференции АСДГ «Государственные информационные системы: проблемы внедрения и эксплуатации в отраслях городского хозяйства и социальной сферы органов местного самоуправления» (6 апреля 2018 г., Новосибирск) были подведены итоги внедрения и эксплуатации ГИС в ОМСУ.

В сообщениях представителей ОМСУ Абакана, Барнаула, Омска, Якутска и администрации Новосибирской области были изложены проблемы нормативной базы и опыт внедрения ГИС в муниципальном управлении. Представители Новосибирска, Красноярска, Улан-Удэ рассказали об эксплуатируемых и перспективных направлениях информатизации в муниципальных образованиях.

При обсуждении была дана в целом положительная оценка результатам внедрения ГИС в ОМСУ. При этом участники акцентировали внимание на ряде недостатков и проблемных вопросов, возникающих при эксплуатации ГИС. Была отмечена необходимость формирования единого подхода при работе пользователей с различными государственными информационными системами, в том числе при идентификации и аутентификации, в требованиях к составу сертификата электронных подписей и др. При эксплуатации ГИС в ОМСУ наиболее остро стоит вопрос об оперативности работы служб технического сопровождения.

Видеозапись конференции расположена по адресу (ссылка >>).

18-19 октября 2018 года в городе Красноярске состоялся семинар — совещание АСДГ «Актуальные вопросы муниципальной информатизации», на котором были рассмотрены:

  • цифровые технологии в отраслях городского хозяйства и социальной сферы;
  • информационная безопасность в ОМСУ;
  • особенности исполнения приказа Минкомсвязи Российской Федерации от 4 июля 2018 года № 335 в органах местного самоуправления.

На пленарном заседании в сообщениях Бирюкова А.В. (Красноярск), Губова А.Ю. (Иркутск), Мухаяровой О.В. (Новосибирск), Прохорова Е.Л. (Краснодар) были изложены определенные аспекты развития муниципальной информатизации.

Обучающий семинар «Информационная безопасность в органах местного самоуправления» провели представители компании «Центр информационной безопасности» города Барнаула Нечаева В.В. и Смирнов В.В.. На семинаре были подробно рассмотрены нестандартные ситуации в обеспечении информационной безопасности в органах местного самоуправления и даны рекомендации для служб, обеспечивающих информационную безопасность в муниципальных образованиях. Об успешном опыте работы по обеспечению информационной безопасности рассказал представитель города Якутска Ушницкий Н.Г.

Второй день семинара-совещания был посвящён особенностям процесса импортозамещения при исполнении приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 4 июля 2018 года № 335. В докладах Вековшинина Е.Л. (Владивосток), Шевченко А.В. (Железногорск), Панчука Н.П. (Братск), Нурмухаметова Р.И. (Усть-Илимск) были изложены вопросы, которые возникают при исполнении утвержденных данным приказом методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе, ранее закупленного офисного программного обеспечения (далее – Методические рекомендации).

Участники отметили, что главным препятствием исполнения Методических рекомендаций является то, что эксплуатируемые в органах местного самоуправления ключевые федеральные прикладные системы реализованы на технологиях Microsoft и отсутствует план их адаптации для работы под отечественной операционной системой. Также участниками была отмечена неопределенность толкования отдельных положений Методических рекомендаций.

Заключение

Итоги 2018 года в сфере информатизации муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, бесспорно, положительные. Однако по результатам создается двоякое впечатление.

С одной стороны, службами информатизации ОМСУ выполнен большой объем работы в плане обеспечения информационной безопасности ОМСУ, цифровизации предоставления муниципальных услуг, обеспечения информационной открытости ОМСУ перед жителями, эксплуатации государственных информационных систем, внедрения информационных технологий в деятельность ОМСУ и т.д. Здесь также необходимо констатировать, что в последние годы выросло новое поколение энергичных, высококвалифицированных руководителей и ведущих специалистов муниципальной информатизации.

С другой стороны, проблемы информатизации муниципалитетов как были, так и остаются на уровне прошлых лет. Это недостаточное финансирование; текучка ИТ-кадров; слабое методическое руководство со стороны федеральных и региональных организаций, которые определяют политику информатизации в органах власти Российской Федерации; неопределенности, которые имеются в федеральной нормативной базе и т.д. Здесь особо надо отметить дискриминацию служб информатизации, которая закреплена на уровне Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, где информатизация не включена в полномочия ОМСУ и развивается по остаточному принципу. И в этой ситуации надо муниципалам умудриться выполнить директивные установки регуляторов в сфере информатизации, обеспечить бесперебойную эксплуатацию информационной инфраструктуры, внедрять новые технологии и информационные системы, заниматься подготовкой кадров и решать многие другие задачи.

Сообщение Об итогах информатизации в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока в 2018 году появились сначала на Экспертный центр электронного государства.

Минкомсвязь приступила к разработке требований к мобильным устройствам стандарта 5G

Минкомсвязь приступила к разработке требований к мобильным устройствам стандарта 5G

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций уведомило о начале разработки «правил применения абонентских терминалов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта 5G технологии NR (New Radio -ред.)».

Документ разрабатывается в целях обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации.

«Проблемой является отсутствие обязательных требований к абонентским терминалам сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта 5G технологии NR в целях обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации», — сказано в пояснении.

В случае использования на единой сети электросвязи Российской Федерации абонентских терминалов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта 5G технологии NR существует значительные риски нарушения устойчивого функционирования, связанные с несоответствием параметров данного оборудования необходимым обязательным требованиям, говорится в сопроводительных документах.

В качестве планируемого срока вступления документа в силу указан декабрь 2019 года.

В январе этого года председатель правительства Российской Федерации Максим Акимов говорил, что, по его мнению, о форме консорциума операторов для внедрения 5G удастся договориться в течение ближайших двух-трёх месяцев, после чего «мы увидим изменившийся мир».

Надо расчистить частотный спектр, «на какой-то период эту задачу придётся поднять значительно выше, даже выше моего уровня», и тогда «вопрос со спектром буде решён». В течение 2-3 месяцев удастся договориться о форме [консорциума операторов, с целью создания «инфраструктурного оператора»], полагает Акимов. «А через два года мы увидим изменившийся мир», – говорил он.

Сообщение Минкомсвязь приступила к разработке требований к мобильным устройствам стандарта 5G появились сначала на Экспертный центр электронного государства.

Минэкономразвития начало обсуждение законопроекта о сборе статотчётности в электронном виде

Минэкономразвития начало обсуждение законопроекта о сборе статотчётности в электронном виде

Законопроект, предполагающий переход на предоставление респондентами первичных статистических данных в электронном виде, разработан Минэкономразвития и выложен для общественного обсуждения.

Документ предполагает внесение изменений в федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», он опубликован в четверг на regulation.gov.ru.

«Сбор первичной статистической информации осуществляется субъектами официального статистического учета от субъектов экономической деятельности в целях формирования официальной статистической информации. Сбор первичной статистической информации осуществляется на основании заполнения респондентами соответствующих бланков форм, которые зачастую дублируются по причине ввода субъектами статистического учета дополнительных форм отчетности. При этом у респондентов отсутствует обязанность предоставлять ведомственную отчетность, что негативно сказывается на полноте сбора первичной статистической информации, и, следовательно, на качестве сформированной итоговой статистической информации», — сказано в пояснении.

По мнению авторов документа, традиционный способ сбора требует значительных финансовых и трудовых затрат. Кроме того, такой подход приводит к возрастанию отчетной нагрузки на респондентов по причине избыточности и дублирования форм статистической отчетности, а также к необходимости последующего взаимодействия с респондентом для уточнения и корректировки предоставленных данных, что отрицательно влияет на качество первичных статистических данных.

Закон о статучёте предлагается дополнить текстом следующего содержания:

Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами субъектам официального статистического учета в электронном виде в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.

Административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон, а случае его принятия, вступит в силу c 1 января 2020 года, в отношении субъектов малого предпринимательства — с 1 января 2021 года.

В пояснении также говорится, что документ разработан во исполнение федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Согласно федеральному проекту, в России должна быть создана цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных (включая создание единого окна для представления отчетности).

Из федерального проекта «Цифровое государственное управление»:

Создана цифровая аналитическая платформа в целях:

— предоставления данных, в том числе статистических данных , всем категориям пользователей;
— загрузки респондентами различных видов отчетности через единое окно для их использования органами государственной власти и местного самоуправления

Ожидаемые результаты:

1. Росстатом совместно с Минэкономразвития, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана, введена в опытную, а затем в промышленную эксплуатацию единая цифровая аналитическая платформа
предоставления статистических данных, отчетности в государственные органы, которая обеспечивает для всех категорий пользователей:
— однократность предоставления данных, в том числе статистических, во все органы государственной власти всех уровней и местного самоуправления, в том числе в онлайн-режиме;
— возможность формирования и использования аналитических показателей для целей государственного управления (включая вопросы формирования традиционных статистических показателей) с использованием доступной базы первичных
статистических данных в соответствии с меняющимися информационными потребностями;
— предоставление всех данных (респондентами и по запросам пользователей) исключительно в электронной форме в машиночитаемом виде;
— одновременное использование данных различной природы (данных статистических переписей и обследований, отчетности в государственные органы и альтернативных источников информации, в том числе, открытых источников), что позволит
оперативно управлять процессами хозуправления с учетом всей полноты информации;
— интеграцию бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности экономических агентов.

2. Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных, государственной и ведомственной отчетности обеспечивает через единое окно возможность загрузки респондентами различных видов отчетности, интегрирована с
платформами и информационными системами органов исполнительной власти и местного самоуправления.

3. Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных интегрирована с системами, обеспечивающими работу платформы с альтернативными источниками информации, и обеспечивает обмен данных с ними в режиме реального времени

Сообщение Минэкономразвития начало обсуждение законопроекта о сборе статотчётности в электронном виде появились сначала на Экспертный центр электронного государства.

Запущен единый реестр евразийского ПО

Запущен единый реестр евразийского ПО

Минкомсвязь ввела в эксплуатацию Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщило министерство во вторник поздно вечером.

Включение в реестр программных продуктов позволяет их правообладателям участвовать в госзакупках в России наравне с российскими компаниями. Об этом заявил глава министерства Константин Носков, выступая на втором Евразийском цифровом форуме EADF’2019 в Минске.

В организацию ЕАЭС кроме России входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

«Мы запустили Реестр евразийского программного обеспечения и таким образом законодательно обеспечили преференции на российском рынке разработчикам ПО из стран ЕАЭС. Разработчики, попавшие в реестр, имеют преференции в конкурсах, проводимых с участием госкомпаний и компаний с долей государства. Это многомиллиардный долларовый рынок», – отметил Константин Носков.

По состоянию на среду в реестре не содержится программных продуктов.

Напомним, что согласно постановлению правительства от 20 декабря 2017 года №1594, с 1 января 2018 снят запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из государств ЕАЭС, для закупок для государственных и муниципальных нужд.

Постановлением, в том числе, утверждаются правила формирования и ведения единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств ЕАЭС, за исключением Российской Федерации (реестр евразийского ПО). Устанавливается, что на программы, включённые в реестр евразийского ПО, распространяются дополнительные требования, установленные постановлением правительства от 23 марта 2017 года №325 для российского программного обеспечения.

В конце января Минкомсвязь обнародовала проект приказа, который предусматривает в том числе полномочия Экспертного совета по программному обеспечению при Минкомсвязи ‎по проведению экспертизы заявлений о включении сведений о ПО из государств-членов Евразийского экономического союза в реестр евразийского программного обеспечения. В состав совета предлагается включать представителей Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК). Документ пока находится в разработке.

Сообщение Запущен единый реестр евразийского ПО появились сначала на Экспертный центр электронного государства.

Очередное совещание Минкомсвязи РФ с регионами пройдёт в конце апреля под Владикавказом

Очередное совещание Минкомсвязи РФ с регионами пройдёт в конце апреля под Владикавказом

Как стало известно D-Russia.ru, следующее, третье по счёту межрегиональное совещание с условным названием «Лидеры цифрового развития» состоится 25-27 апреля в Северной Осетии, под Владикавказом — в посёлке Фиагдон.

Программа совещания будет сформирована ближе к дате совещания.

Ожидается, что основными темами совещания станут региональные проекты развития цифровой экономики, заключение соглашений между Минкомсвязью РФ и регионами о реализации национальной программы «Цифровая экономика» и региональные показатели для оценки её исполнения.

В апреле после одобрения президиумом правительственной комиссии по цифровому развитию Минкомсвязь должна направить в регионы методические рекомендации по разработке региональных проектов. Свои предложения по декомпозиции до регионального уровня показателей и результатов федеральных проектов национального проекта «Цифровая экономика» Минкомсвязь представила президиуму правкомиссии на прошлой неделе. Рассмотрение этих предложений возобновится через две недели, после согласования региональных показателей с субъектами Российской Федерации. Согласованные региональные показатели войдут в упомянутые соглашения между Минкомсвязью и регионами.

Напомним, что ранее встречи с регионами проходили с 30 августа по 1 сентября 2018 года в Нижегородской области и в январе этого года в Перми. Помимо руководства Минкомсвязи, в них принимали участие представители Минстроя, Минэкономразвития, Минздрава и других федеральных ведомств.

Сообщение Очередное совещание Минкомсвязи РФ с регионами пройдёт в конце апреля под Владикавказом появились сначала на Экспертный центр электронного государства.

О работе администрации города Губкинского в области информатизации в 2018 году

О работе администрации города Губкинского в области информатизации в 2018 году

Предлагаем вашему вниманию статью начальника управления информационных технологий и связи администрации города Губкинского Евгения Рысухина о работе администрации в области информатизации муниципального образования в 2018 году и планах на 2019 год.

Текст подготовлен специально для D-Russia.ru при содействии Экспертного центра электронного государства и начальника информационной сети Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГДанила Валинурова.

См. также другие публикации в разделе Итоги года >>

В 2018 году в администрации города Губкинского продолжалась работа по развитию информационных систем (ИС) «Единая система поддержки деятельности Департамента по управлению муниципальным имуществом», «Информационной системы учета регистрации населения города Губкинского» и расширению применения системы электронного документооборота (СЭД).

Проводилось обновление как рабочих станций, так и серверного оборудования. Усовершенствовалась система защиты муниципальных информационных ресурсов. Велась актуализация организационно-распорядительных документов по информационной безопасности. Совместно с департаментом информационных технологий и связи ЯНАО внедрена система обнаружения вторжений муниципального образования город Губкинский. Организована работа органов местного самоуправления (ОМСУ) и муниципальных учреждений (МУ) по оперативному реагированию и устранению инцидентов, сформированных на основе анализа событий информационной безопасности системы обнаружения вторжений.

Организована работа по эксплуатации сервисов, реализованных на региональном уровне для предоставления в электронном виде муниципальных услуг:

  • предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства;
  • предоставление разрешения на осуществление земляных работ;
  • присвоение, аннулирование адреса объекту адресации.

В ноябре 2018 года проведено тестирование сервисов, реализованных на региональном уровне для предоставления в электронном виде муниципальных услуг:

  • предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение;
  • согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
  • бесплатная передача в собственность граждан российской федерации жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования;
  • выдача градостроительного плана земельного участка;
  • выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
  • выдача разрешения на строительство.

По результатам тестирования в региональный центр направлены замечания для доработки сервисов.

По результатам работы по популяризации получения услуг в электронной форме в 2018 году в пунктах подтверждения и регистрации прошли процедуру подтверждения и регистрации 3722 жителя города.

В рамках реализации муниципальных программ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2014-2020 годы» и «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2014-2020 годы» ведётся работа по развитию и организации бесперебойного функционирования системы городского видеонаблюдения, системы фиксации нарушений правил дорожного движения, территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения. В 2018 году дополнительно установлено восемь видеокамер. На сегодняшний день в общественных местах города работает 27 видеокамер. Также за отчётный период приобретено оборудование и программное обеспечение, осуществлён монтаж и запущена в эксплуатацию система видеомониторинга по обнаружению пожаров на территории города.

В соответствии с постановлением правительства РФ от 10.07.2013 №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» ведётся работа по корректировке данных. Актуализируется раздел «Открытые данные» на сайте администрации города в соответствии с информацией, предоставляемой ответственными структурами. В настоящее время на портале открытых данных Российской Федерации (data.gov.ru) размещено 78 наборов данных.

Проведено обследование рабочих мест и серверов с позиции перехода на отечественные информационно-коммуникационные технологии. Изучается отечественное программное обеспечение на предмет удовлетворения потребностей сотрудников ОМСУ и МУ для реализации плана импортозамещения. На сайте (www.gubadm.ru) администрации города создан и поддерживается в актуальном состоянии раздел об импортозамещении программного обеспечения в органах власти и в органах местного самоуправления Российской Федерации. Два раза в год формируется отчёт о приобретённом ОМСУ и МУ программном обеспечении и проводится аудит используемого программного обеспечения.

Из нерешенных вопросов муниципальной информатизации необходимо рассмотреть внесение изменений в федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые наделили бы органы муниципального управления полномочиями решения комплекса задач в сфере информационных технологий. Данный закон устанавливает полномочия и зоны ответственности ОМСУ, а развитие и применение информационных технологий, формирование и актуализация информационных ресурсов для целей управления муниципалитетом в этот состав не входят. Поэтому муниципальные образования вынуждены финансировать развитие информационных технологий по остаточному принципу.

К проблемным вопросам муниципальной информатизации относится и большая текучесть кадров. К сожалению, в настоящее время не предложены эффективные механизмы закрепления специалистов в сфере информационных технологий и информационной безопасности в ОМСУ и МУ.

В 2019 году будут продолжены:

  • перевод муниципальных услуг в электронный вид;
  • модернизация и сопровождение эксплуатируемых ИС;
  • развитие системы городского видеонаблюдения.
  • обеспечение защиты муниципальных информационных ресурсов.
  • импортозамещение программного обеспечения.

Сообщение О работе администрации города Губкинского в области информатизации в 2018 году появились сначала на Экспертный центр электронного государства.

Робот Николай и другие нововведения новосибирских МФЦ в 2018 году

Робот Николай и другие нововведения новосибирских МФЦ в 2018 году

Внедрение системы голосового самообслуживания в МФЦ, запуск мобильного приложения, модернизация сайта и открытие новых филиалов – об инновационных IT-решениях рассказали на пресс-конференции, посвященной итогам работы МФЦ Новосибирской области во вторник.

Как сообщила заместитель председателя правительства Новосибирской области – министр экономического развития Ольга Молчанова, в настоящий момент в регионе действуют 44 стационарных филиала, 53 территориально обособленных структурных подразделения и восемь мобильных офисов «Мои Документы».

В 2018 году внедрены три новых цифровых сервиса – робот-консультант, мобильное приложение и обновленный сайт МФЦ.

«Интеллектуальный голосовой робот-консультант в МФЦ – первая подобная разработка в стране. Сейчас робот-консультант раньше операторов отвечает на звонки в колл-центре МФЦ, дает консультации по вопросам оказания госуслуг и предоставляет справочную информацию по часто задаваемым вопросам. При этом работа по улучшению робота продолжается – внедряются новые лингвистические модели, ориентированные на большое количество всевозможных сценариев», – отметил руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов.

Робот-консультант, которому дано неофициальное имя «Николай», призван решить целый ряд проблем, возникающих при работе контакт-центра. Робот работает круглосуточно, исключает вероятность «человеческого фактора» и не требует ожидания на линии в часы-пик.

При этом робот способен консультировать только по вопросам, связанным с работой МФЦ и не может поддерживать непрофильные темы. В случае, если робот затрудняется ответить на вопрос позвонившего, или не может распознать суть вопроса, он переводит звонок на оператора.

На сегодняшний день задать роботу вопрос можно по пяти темам – «Порядок предварительной записи в МФЦ», «Информация об адресах и графиках работы МФЦ», «Консультация о порядке получения водительского удостоверения, материнского капитала, СНИЛС, по вопросам записи в детский сад», «Консультация по госпошлинам» и «Проверка статуса обращения». В ближайшее время список тем будет увеличен, пообещал Дюбанов.

Как было отмечено на пресс-конференции, среди других IT-решений, реализуемых в МФЦ Новосибирской области, обновленный сайт офисов «Мои Документы» и мобильное приложение «МФЦ Новосибирской области». В частности, они позволяют оценить загруженность филиалов, рассчитать срок получения услуги, узнать расположение ближайшего офиса и среднее время приема и получить другую информацию.

Справка

На базе МФЦ организовано предоставление 319 услуг (из них 69 федеральных услуг, 165 региональных, 85 муниципальных услуг). В 2018 году общее количество обращений в МФЦ составило 2,33 миллиона (получено почти 1,5 миллиона услуг).

В контакт–центр МФЦ (единая справочная служба «052») в 2018 году поступило 428 315 звонков.

См. также другие публикации в разделе Итоги года >>

Сообщение Робот Николай и другие нововведения новосибирских МФЦ в 2018 году появились сначала на Экспертный центр электронного государства.